Муравейская Ольга Владимировна
год выпуска – 2016 (бакалавриат заочно), 2018 (магистратура)
направление – Психология (бакалавриат), Психология (магистратура) профиль «Психологическое консультирование и неклиническая психотерапия»
место работы, должность в данный момент – директор АНО «Лаб21»
ФСФ: Как сложилась Ваша профессиональная история после окончания ФСФ? Получали ли какое-то образование еще, как складывался карьерно-профессиональный путь?
О.М.: По направлению «Психология» я закончила и бакалавриат, и магистратуру - это моё второе высшее образование (первое – экономическое). Все эти годы я совмещала работу исполнительного директора в психологическом центре «ВЕКТОР» с учёбой. В этом были как минусы, связанные с сумасшедшей нагрузкой, так и плюсы, потому что меня окружали коллектив высококлассных психологов и практические задачи, связанные с деятельностью психологической службы. Уже в середине бакалавриата я заинтересовалась темой школьной травли и все мои последующие курсовые, диплом и магистерская диссертация были посвящены этой проблеме. Скоро будет 5 лет, как я работаю в этой области, вместе с коллегами мы разрабатываем инструменты и реализуем программы, способствующие противодействию буллингу в школах. В этом году мы расширили спектр интересующих нас тем и прорабатываем вопросы, связанные с развитием гибких навыков у людей разных возрастов, в том числе у молодёжи и школьников.
ФСФ: Какие предметы были Вашими любимыми во время учебы?
О.М.: Не могу отнести себя к категории организованных и прилежных студентов, все 6 лет обучения я регулярно чертыхалась из-за нагрузки, мечтала, чтобы ставили меньше пар и задавали меньше заданий, курсовые сдавала буквально в последнюю минуту. Периодически бурчала в русле «ну, а это нам зачем? а этого почему маловато?». Но, несмотря на это, ритмика Университета сделала своё дело: ни один предмет не оказался лишним, они словно сплелись в одно узорчатое полотно и сформировали моё отношение к психологии как науке. Искренне пытаюсь выделить что-то одно яркое и не получается, у меня как в стихотворении у Михалкова: «… мамы разные нужны, мамы разные важны…».
ФСФ: Кого из своих преподавателей Вы считаете своим наставником?
О.М.: Так сложилось, что наставников я повстречала на работе, а преподаватели Университета стали для меня настоящими учителями. Конечно, я, как живое эмоциональное существо, чисто по-человечески реагировала на тех или иных преподавателей: кто-то вызывал симпатию, кто-то антипатию. Но поскольку мне очень нравилось учиться, то в результате каждого урока, даже самого утомительного, пополнялись мои знания о предмете, себе и социуме. Можно сказать, что обучение психологии шло «неотрывно от производства»: прочувствованное и прожитое в ходе урока у одного преподавателя получало научное обоснование на уроке у другого, и наоборот.
ФСФ: Что в процессе получения образования на ФСФ оказалось максимально полезным для Вашей профессиональной деятельности, для карьеры, какие компетенции пригодились?
О.М.: Навык научной работы. Продумывать дизайн исследования, проводить само исследование, анализировать и интерпретировать его результаты, излагая суть дела выразительным научным слогом – сложный и безумно увлекательный процесс, которому учат только в вузе. Я благодарна научным руководителям за их потрясающие выдержку, такт и чувство юмора на пути прививания культуры научной деятельности студентам. Теперь, когда мы с коллегами садимся за разработку новых методик, то стремимся уже на начальном этапе отсеять нежизнеспособные идеи, пробуя каждую на «научный зуб».
ФСФ: На что Вы советуете нынешним студентам направления «Психология» обратить особое внимание при обучении?
О.М.: Тщательно готовиться к семинарам и практикумам. Во-первых, это настоящее «вжух-волшебство», благодаря которому количественные знания превращаются в качественные. А во-вторых, это привносит массу удовольствия в учебный процесс – вы перестаёте работать на приём информации и начинаете самостоятельно действовать, размышлять и рассуждать на психологические темы.
ФСФ: А что, по Вашему мнению, необходимо осваивать дополнительно, чтоб быть более успешным, конкурентоспособным на рынке труда?
О.М.: Важно развивать гибкость и чуткость, умение улавливать собственные профессиональные дефициты и учиться заботиться о себе как человеке, чья работа сопряжена с высоким риском профессионального выгорания. Устойчивое ресурсное состояние – одно из конкурентных преимуществ. А ещё ищите единомышленников и объединяйтесь с ними. Вместе вы будете командой мечты, и излучаемый вами драйв от совместной работы будет чувствоваться за версту и привлекать к вам внимание, интерес и предложения.
ФСФ: Какую книгу советуете прочитать нынешним студентам или фильм посмотреть, а может быть сделать что-то, в каком событии поучаствовать?
О.М.: Живите с удовольствием, читайте и смотрите всё, что в вас откликается: статьи современных психологов или блоги известных персон, новинки из области нон-фикшн или зачитанное до дыр фэнтези, политические сериалы или курсы по психолингвистике на Coursera… Самое главное, не забывайте анализировать с точки зрения профессии интересующий вас контент, потому что даже глянцевый журнал, при должном внимании, может быть для психолога кладезью полезной информации. И да пребудут с вами критическое мышление и рефлексия!