Социология
Квалификация: бакалавр социологии
Форма и срок обучения: очная 4 года
Что такое социология? Почему социология востребована?
В современном обществе усиливается социальная составляющая, возрастает роль человеческого фактора. Социология – это наука об обществе, позволяющая объяснять социальные явления, прогнозировать и управлять ими. Востребованность специалистов-социологов определяется потребностью в данных опросов общественного мнения и других социологических исследований для принятия взвешенных управленческих решений в различных сферах: политической, экономической, социальной, культурной.
Студенты-социологи Пермского классического университета демонстрируют высокий уровень подготовки и становятся финалистами и победителями различных конкурсов (всероссийский конкурс дипломных работ в области социологии «Дипломник года» (ВЦИОМ), конкурс дипломных работ Пермского Отделения Российского общества социологов и др.) и олимпиад (студенческая профессиональная олимпиада «Я – профессионал» (Яндекс), Краевая студенческая олимпиада (ПНИПУ) и др.), активно участвуют в школах и марафонах (Социологическая школа ВЦИОМ, Марафон ВЦИОМ и др.), становятся победителями престижных стипендиальных конкурсов (стипендия Благотворительного фонда В. Потанина, Именная стипендия Пермского края и др.)
Чему учат социологов?
Обучение на направлении «Социология» представлено несколькими блоками дисциплин, которые помогают студентам последовательно и в системе овладеть профессией социолога.
Социология, ее отрасли и смежные дисциплины
На первых курсах изучается социология и история ее становления и различные отраслевые социологии: демография, социология труда и экономическая социология, социология культуры, социология личности, социология организаций, социология коммуникаций, социология молодежи, социология семьи, социология города, этносоциология и др. Данные учебные курсы поддерживаются дисциплинами социально-гуманитарного цикла (философия, политика в современном мире, финансовая грамотность, гендерные исследования, социальная психология, эффективный самоменеджмент, проектирование в социальной сфере, развитие предпринимательства в молодежной политике, иностранный язык и др.) и компьютерными науками (информационные технологии в гуманитарных исследованиях, методы сбора и обработки социальной информации с применением компьютерных технологий и др.).
Такая широта предметной подготовки позволяет выпускникам-социологам иметь необходимую академическую базу для реализации себя в профессиях социально-гуманитарного и других направлений: политика, государственное и муниципальное управление, медиа-коммуникация, PR и СМИ, маркетинг, кадровая политика и управление персоналом, добровольчество, волонтерство и НКО, работа с молодёжью, IT и др.
Методология, методика и техника социологических исследований
Ядром обучения социологов является группа дисциплин, посвященных организации и проведению социологических исследований: методология и методика социологических исследований, качественные методы в социологических исследованиях, прикладной анализ социологических данных, теория измерений и др. Благодаря этим курсам выпускники-социологи обладают компетенцией проведения полного цикла социологического исследования: от планирования исследования до интерпретации результатов, предоставления отчета заказчику, выработки рекомендаций и прогнозов. В рамках этого блока изучается полный спектр методов социологического исследования (опрос, глубинное интервью, контент-анализ, фокус-группы, кейс-стади и др.).
Практика
Знания по методологии исследований апробируются в рамках практик (на 2, 3 и 4 курсах). Базами практик выступают ведущие центры социологических исследований и социологические агентства г. Перми (Институт «УралИНСО», Агентство «СВОИ», Департамент внутренней политики Администрации губернатора Пермского края, Пермское социологическое агентство «Supervisor», ПРОО «Территория Семьи», Центр социологических исследований ПГНИУ и др.), а также промышленные предприятия, с которыми сотрудничает кафедра социологии (ООО «Лукойл-Пермь», АО «ОДК-Пермские моторы», ПАО «Мотовилихинские заводы», ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» ПНППК и др.).
В каких сферах востребованы наши выпускники?
Наши выпускники востребованы в:
- промышленных организациях, торговых сетях
- аналитических центрах, социологических агентствах
- консалтинговых компаниях
- органах государственной власти
- маркетинговых и рекламных агентствах
- общественных и некоммерческих организациях
- образовательных и научно-исследовательских учреждениях
- IT-компаниях
На какие позиции могут претендовать наши выпускники?
- Социолог
-
Специалист по организации этапа сбора информации в прикладных социологических исследованиях (Менеджер «полевых» проектов/Field Manager)
-
Социолог-исследователь рынка товаров и услуг (Маркетолог)
-
Социолог-исследователь персонала и трудовых отношений (Менеджер по персоналу/HR-менеджер)
-
Социолог-аналитик политической сферы
-
Социолог-исследователь связей с общественностью и рекламы (Специалист по связям с общественностью/PR-менеджер)
-
Конфликтолог
-
Аналитик данных и др.
Среди наших выпускников:
- Наталья Лебедева-Несевря – д.социол.н., заведующая лабораторией методов анализа социальных рисков, ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»
- Алексей Зорин – председатель профсоюзной организации ООО «Лукойл-Пермь»
- Анастасия Ветрова – заместитель директора департамента внутренней политики Администрации губернатора Пермского края
- Анастасия Рожнева – руководитель пермского социологического агентства «Supervisor»
- Ольга Красавина – директор по персоналу АО «ОДК-Пермские моторы»
- Кирилл Николаев – начальник отдела маркетинга Торгового дома «ПЗСП»
- Александр Ромашкин – председатель ПРОО «Финансовая грамотность», управляющий коммерческой недвижимостью, трейдер
- Егор Неустроев – региональный представитель по УрФО компании Philips «Здравоохранение»
- Артем Чернега – к.социол.н., начальник отдела туризма и общественных проектов Администрации Тотемского муниципального района (Вологодская область)
- Александра Малолеткова – руководитель группы, отдел маркетинговых исследований, компания Ipsos Comcon (исследовательская компания международного уровня, реализующая все виды маркетинговых и социологических исследований, Москва)
- Вероника Сабурова – исполнительный директор Национальной ассоциации развития образования «Тетрадка дружбы»
- Павел Шиляев – заместитель начальника отдела активных продаж МРФ Центр Московский регион в ОАО "Ростелеком"
- Андрей Пушвинцев – SMM-специалист (Умный маркетинг), Куратор (Фестиваль "СловаNova") и Администратор театрального направления (Живая Пермь. Фестиваль современного искусства)
- Юлия Ермоленко – аналитик практики исследования брендов, исследовательско-консалтинговая компания IFORS (Москва)
-
Полина Константинова – начальник бюро организации обучения ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» (ПНППК), Анна Докучаева – инженер по подготовке ПНППК
-
Анна Чадова – ведущий инженер по подготовке кадров АО "Протон-ПМ",
-
Екатерина Ильиных – СКБ Контур
-
Лидия Сокрута – исследователь интернет-сервиса Авито
-
Павел Лапин, Вероника Форостян – ООО «Лукойл-Пермь»
Интервью с некоторыми из наших выпускников: http://philsoc.psu.ru/vypuskniki/190-sotsiologiya
Какие экзамены необходимо сдавать?
1. обществознание
2. русский язык
по выбору:
3. математика (профильная)/история
Сколько бюджетных мест?
В 2024 году на очной форме обучения предусмотрено 17 бюджетных мест и 8 внебюджетных мест (по договору).