PERM UNIVERSITY HERALD. SERIES “PHILOSOPHY. PSYCHOLOGY. SOCIOLOGY”

VESTNIK PERMSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA FILOSOFIA PSIKHOLOGIYA SOTSIOLOGIYA

Весь выпуск в формате PDF

 I. Философия

II. Психология

III. Социология

IV. Рецензии и обзоры

Кризисное состояние современного капиталистического, глобального, «текучего», неолиберального и т.д. общества (т.е. современной цивилизации) может быть выражено в различных аспектах — экономическом, геополитическом, экологическом, социально-классовом и т.д. Однако все эти аспекты являются лишь внешними проявлениями, феноменами более фундаментальной проблемы — кризиса сущности человека, а точнее — ее до предела отчужденного характера. В современной философской литературе выделяют различные подходы к человеческой сущности. В данной статье автором берется за основание один из вариантов марксистского представления данного предмета, согласно которому сущность человека проявляется в способе его существования, т.е. саморазвитии посредством преобразования всех форм материи. Данный способ производства человеком своей собственной жизни можно выразить в виде иерархизированной структуры его сущностных свойств или сил. Такой план сущности человека представляет собой абстрактную схему, которая модифицируется в соответствии с конкретно-историческими условиями существования человека, наполняя ее все новым и новым содержанием. Со времен появления частной собственности, классов и государства модель общественного развития становится такой, что общество в целом развивается, обогащается содержательно за счет обнищания своих индивидуальных членов. Это достигает своего апогея сегодня, когда отчуждение человека от своей родовой сущности, от своего действительного способа существования, превращает его в частичного и одномерного. Данный процесс понимается автором как кризисный, поскольку, по-видимому, он обнаруживает некий предел, за которым происходит либо переход на новую модель, где развитие каждого является условием для развития всех, либо — стагнация и разрушение всей системы.

Ключевые слова: сущность человека, сущностные свойства, труд, отношения, сознание, кризис цивилизации, отчуждение.

Статья посвящена проблеме корреляции трансформаций социальных процессов и отражения их в социальной теории философии. В сравнительном анализе классической формы марксизма и концепции Г.В. Плеханова как представителя «русского» марксизма доказательно обнаружены различия в трактовке основного методологического принципа — принципа материалистического понимания истории. Гипотеза исследования заключается в тезисе, что в марксизме Г.В. Плеханова в вопросах трактовки сути социального субъекта обнаруживаются экзистенциальные характеристики. Раскрыта интерсубъективная природа социального субъекта, который рассматривается в концепции Г.В. Плеханова в качестве главной движущей силы в истории. Показано, что «русский» марксизм всегда демаркирован от позиции экономического детерминизма. В этом контексте предпринята попытка минимизации риска потери эффективности социального анализа в имеющихся философских направлениях мысли. Обоснована ведущая роль принципа материалистического понимания истории в современном социальном анализе. Анализ современных социальных отношений позволяет констатировать острую актуальность исследования сути социального субъекта. Особо подчеркивается противоречивость включения человека в общество, что в условиях непростой геополитической обстановки в мире и тенденций глобализации коммуникационных потоков в обществе приобретает статус проблемы безопасности культуры отдельных народов. В этом контексте отмечена значимость анализа экзистенциальных характеристик социального субъекта. Сформулированы основные характеристики производительных сил общества как источника социальной стабильности с целью минимизации риска массовизации социального субъекта. Результаты исследования могут быть использованы как в последующем анализе специфики отечественной философской мысли, так и в теоретическом осмыслении динамики социальных отношений и логики истории.

Ключевые слова: социум, марксизм, социальный субъект, социальные коммуникации, принцип материалистического понимания истории.

Гносеологическое исследование особенностей теистическоого и атеистического мышления вне аксиологической и культурно-исторической противопоставленности соответствующих мировоззренческих позиций открывает взаимодействие и моменты тождества теизма и атеизма. Принцип академического объективизма, который сводит к минимуму аксиологическую обусловленность оппозиции теизма и атеизма, позволяет в гносеологическом аспекте установить взаимополагание теизма и атеизма, тождественные антропоморфные познавательные компоненты в теистическом и атеистическом мышлении, одинаковое развертывание оппозиций общего и единичного в объеме исходного понятия теистического и атеистического объяснения мира. Экзистенциальная потребность человека в определенности абсолютного бытия также ведет к однотипному процессу рационального выражения принципов теизма и атеизма. В этом выражении значительную роль играют символы, образующие смысловое поле рационализации указанных принципов. Моменты гносеологического тождества теизма и атеизма позволяют сделать вывод о возможности положительного продуктивного взаимодействия субъектов виртуального общения в Интернете и при глобальном взаимодействии культур. Также процесс быстрого роста религиозности в России после эпохи атеизации в значительной степени объясняется гносеологическими компонентами тождества и совпадения теизма и атеизма. Гносеологические особенности теистического и атеистического мышления в их взаимосвязи позволяют согласовать различные мировоззренческие позиции субъектов образовательного процесса, особенно связанные с преподаванием социально-гуманитарных дисциплин.

Ключевые слова: теистическое мышление, атеистическое мышление, бог, материя, бытие, знак, символ.

Рассматриваются приемы эстетизации образа андрогина в качестве одного из способов андрогинизации современной культуры. Понимание феномена андрогинии обсуждается преимущественно в контексте изучения вопросов гендерной идентичности и базируется на психологической концепции Сандры Бем, которая доказала, что человек вне зависимости от собственного биологического пола способен сочетать феминные и маскулинные психологические характеристики и модели поведения, что позволяет индивиду максимально эффективно адаптироваться в социуме, выбирая, какие именно качества проявлять в зависимости от ситуации. Некоторые исследования фиксируют доминирование андрогинного типа гендерной идентичности среди молодежи, что, возможно, свидетельствует о процессе андрогинизации в обществе. Андрогинизация происходит на различных социокультурных уровнях: на профессиональном, экономическом, культурном, психолого-педагогическом. Более того, некоторые исследователи наблюдают мировую тенденцию формирования андрогинного типа гендерной идентичности, а также анализируют процесс андрогинизации в русле цивилизационного подхода. В настоящей работе интерес представляет изучение одной из граней этого глобального процесса андрогинизации: влияния художественного кинематографического произведения на положительную рецепцию андрогинии в обществе через моделирование эстетически привлекательного образа андрогина. В качестве иллюстративного материала был выбран образ главного героя фильма-экранизации одноименного романа Вирджинии Вулф «Орландо» режиссера Салли Поттер (1992).

Ключевые слова: андрогин, андрогиния, андрогинизация, трансгендерный переход, гендер, гендерные исследования, небинарный гендер, эстетизация, кинематограф, современная культура.

Статья посвящена описанию и обоснованию авторской модели представляющей собой вариант демаркации предметных зон психологических и непсихологических исследований феномена боли. В первой части работы анализируются дефициты существующих подходов к изучению и объяснению боли, показывается необходимость переосмысления существующего биопсихосоциального подхода исходя из понимания боли как феномена психического отражения. В качестве предпосылок решения и конкретизации данных проблем кратко анализируются исторически сложившиеся непсихологические направления изучения боли (физиологическое, альгометрическое и гуманитарное), в рамках которых обозначаются основные вопросы и утверждения относительно природы боли (в частности, как феномена субъективного мира). Данная проблематика в более конкретной форме рассматривается на материале методологических затруднений психологических исследований боли. Формулируются основные вопросы, в том числе: отношение объективных основ боли к ее субъективному переживанию, уточнение предметной области психологических исследований боли, определение категориального статуса боли и ее отношения к другим явлениям психики, категориям «субъекта», «личности». Во второй части на основании имеющихся теоретических и эмпирических предпосылок выводится графическая модель, иллюстрирующая потенциальные предметные зоны психологических и непсихологических исследований. В частности, модель отображает место различных болевых феноменов в рамках единого процесса отбора, отсева информации, необходимой для отражения и регуляции взаимодействия организма и деструктивного агента на физиологическом, психическом (непосредственная поведенческая регуляция) и социально-психологическом уровнях (социально опосредованная регуляция). В соответствии с уровнями «болевой» регуляции и отражения формулируются: гипотетический объем понятия боли (узкое и широкое определение); предметные зоны, их специфика; возможные детерминанты, определяющие их феноменологию; возможные иерархические отношения уровней болевого отражения. Обозначается также гипотетический механизм, связывающий процесс отбора болевых переживаний (содержания субъективной картины боли) с индивидуально-личностными характеристиками субъекта боли.

Ключевые слова: боль, переживание боли, биопсихосоциальный подход, психология боли, субъективная картина боли.

В настоящей статье эмоции рассматриваются в качестве мотивов непреднамеренного суицидального поведения подростков. Исследуются эмоции «разрушающие связи». Под явлением «суицидальное поведение подростков» понимаются завершенные и незавершенные суициды, мысли, установки, разговоры, а также подготовительные действия к уходу из жизни. Отстаивается позиция, что элементарные или базовые эмоции страха, печали, отвращения «поднимаются» с уровня нейрофизиологических процессов, т.е. «снизу вверх»; на психологическом уровне создают «туннельное сознание»; реализуются в непреднамеренном суицидальном поведении. Уход из жизни объясняется специфическим состоянием сознания, при котором подросток находится в состоянии туннельного восприятия и мышления. Эмоции «разрушающие связи» (страха, печали, отвращения) отражаются в психике, формируя суицидальные планы и суицидальное поведение. Генезис суицидального поведения обусловливают гормоны серотонин, дофамин и адреналин. Так, эмоции «разрушающие связи» относятся к категории «токсичных» на том основании, что создают дефицит гормонов — нейромедиаторов, что в конечном итоге сказывается в поведении. Опосредствующую функцию в этой мотивационной схеме выполняет туннельное восприятие и мышление. На психологическом уровне все это приводит к непреднамеренному суицидальному поведению. Такое поведение отличается от ситуативного, импульсивного и аффективного протяженным временем совершения двигательных актов от нескольких часов до недель и месяцев. Элементы сознания — внимание, восприятие и мышление — в ситуации переживания токсичных эмоций приводят к состоянию, при котором подросток лишается многих сознательных актов контроля над психикой и поведением: отсутствует адекватная оценка ситуации и способность к прогнозированию, а поведение приобретает непреднамеренный разрушительный характер.

Ключевые слова: эмоциональные мотивы, суицидальное поведение подростков, туннельное мышление, токсичные эмоции, непреднамеренное поведение.

Актуальность темы обосновывается объективной необходимостью модернизации отечественных предприятий в ответ на изменчивые условия и рост неопределенности внешней конкурентной среды. Успешность внедрения различных инноваций в организации во многом зависит от поддержки инновационных проектов со стороны ее сотрудников. В качестве одного из условий формирования такой поддержки рассматривается организационное доверие. Организационное доверие определяется как принятие уязвимости на основе уверенности в своих ожиданиях по отношению к другим. Стандартизация этих ожиданий в форме ценностей и норм обеспечивается организационной культурой. На основе теоретических рассуждений и результатов эмпирических исследований зарубежных и отечественных авторов выясняется влияние элементов организационной культуры и практик управления на развитие организационного доверия. Анализ сосредоточен на межличностном уровне формирования и развития организационного доверия в ситуациях горизонтального и вертикального взаимодействия. В результате проведенного обзора литературы обозначены основные культурные и управленческие факторы формирования организационной культуры доверия. Сформулированы закономерности, отражающие обусловленность организационного доверия степенью согласованности организационных целей, ценностей и норм; выраженностью в организационных ритуалах и мероприятиях; поддерживающим стилем управления; открытой системой контроля и справедливой системой санкций. Показано, что в литературе недостаточно внимания уделяется специфике формирования доверия как фактора модернизации промышленных предприятий. Представлен перечень исследовательских гипотез о влиянии элементов организационной культуры на организационное доверие, что может стать основой для разработки дизайна исследования процесса формирования организационной культуры доверия на промышленных предприятиях.

Ключевые слова: организационная культура, организационное доверие, практики управления доверием, организационные ценности и нормы, стиль управления, оптимальное доверие.

Статья посвящена рассмотрению концепции экосистемы социального предпринимательства и анализу существующих практик социального предпринимательства в Северо-Западном регионе. Социальное предпринимательство предназначено для решения социальных проблем путем использования устойчивых экономических инструментов; результатом социального бизнеса являются социальные преобразования, связанные с повышением качества жизни отдельных социальных групп и граждан. В качестве основных элементов и субъектов экосистемы были выделены государство, социальный капитал, рынок социальных услуг и инфраструктурная поддержка. Основу эмпирической базы составили данные федеральной и региональной статистики относительно развития негосударственного сектора и социального предпринимательства, данные реестров поставщиков социальных услуг, а также нормативно-правовые акты, посвященные социальному предпринимательству. Анализ данных проводился по всем основным субъектам Северо-Западного региона (Санкт-Петербург, Ленинградская область, Калининградская область и др.). Результаты исследования показали, что в настоящее время заложены правовые основы для развития социального предпринимательства, имеют место различные меры государственной поддержки, включая государственные субсидии, займы, и при этом наблюдается достаточно широкое региональное разнообразие. Вместе с тем есть основания утверждать, что в настоящее время негосударственный сектор социальных услуг не отвечает в полной мере существующим потребностям. Это выражается и в недостаточной численности социально ориентированных НКО и социальных предпринимателей, и в относительно невысоких показателях численности населения, вовлеченного в негосударственный сектор социальных услуг. В то же время следует отметить активное развитие инфраструктуры подготовки социальных предпринимателей, которая включает акселераторы, бизнес-инкубатор, информационную и консалтинговую поддержку социальных предпринимателей.

Ключевые слова: экосистема, социальное предпринимательство, негосударственные организации, социальные услуги, Северо-Западный регион.

Конфликты в образовательных организациях неизбежны. Их специфика, преимущественно, связана с возрастными и иными особенностями участников конфликтов, социальной группы, в которой протекает конфликт, инструментами ее управления, сложностью и многоаспектностью самих конфликтов в данной среде. Для управления конфликтами в образовательных организациях внедряются медиативные технологии. Анализ практики применения медиативных технологий в образовательных организациях свидетельствует об отсутствии единого термина, определяющего данное явление в нормативно-правовых актах, а также о многообразии моделей и форм реализации данного инструмента. В Свердловской области наибольшее распространение получила школьная служба примирения, реализуемая, преимущественно, тремя моделями. Проведенное исследование позволяет говорить о том, что применение медиативных технологий в образовательных организациях Свердловской области необходимо и востребовано. К основным проблемам реализации данного инструмента можно отнести отсутствие понимания механизма медиативных технологий со стороны администрации образовательного учреждения и педагогических работников. Проблемой является также сложность, нечеткость нормативно-правовых и иных подзаконных актов, регулирующих данную деятельность. Отмечен недостаток обученных кадров, связанный с отсутствием в необходимом количестве доступных программ обучения. Одна из существенных проблем реализации медиативных технологий в образовательных учреждениях — отсутствие мотивации у специалистов, обусловленное недостаточным материальным стимулированием. Проблема отсутствия целенаправленного финансирования данного направления деятельности в образовательных организациях является ключевой. В настоящий момент не созданы условия для масштабного внедрения медиативных технологий в деятельность образовательных организаций. Реальное использование медиативных технологий в образовательных организациях обеспечивается энтузиазмом педагогов и администрации образовательных организаций.

Ключевые слова: конфликты, медиация, медиативные технологии, образовательные организации, школьная служба примирения.

Статья является частью проекта, направленного на исследование субъективного пространства политики в условиях сетевого общества. Она посвящена мифологии онлайн-сообществ Рунета («МАМА™», «Реальный футбол»). Миф характеризуется как дискурсивный конструкт, транслирующий идеологию. Исследование проводилось с использованием контент-анализа, позволившего выявить тематическую структуру дискурса онлайн-сообществ, и дискурсивно-мифологического подхода, разработанного Д. Келси на основе интеграции критического дискурс-анализа и теории мифов. Исследование опирается на концепты мифа К. Флада, Р. Барта, экспликацию магии как техники изменения реальности М. Мосса. Сетевое сообщество «МАМА™» транслирует мифические нарративы о естественном материнстве, материнском инстинкте и альтруизме, универсальном материнском опыте, архетипы «вкусной мамочки» и «беременной красавицы». Мифы легитимируют идеологию интенсивного материнства; наблюдается дискурсивное фреймирование потребления как материального выражения материнской любви и заботы. На странице онлайн-сообщества «Реальный Футбол» футбольный клуб представлен как фабрика грез; игрокам и тренерам приписываются статусы героев и волшебников; создатели паблика объединяют сторонников посредством семейного мифа. Мифы распространяют и поддерживают идеологии «футболоцентризма», «футбола как мужской игры»; мифология скрывает «микрофизику власти» футбольной жизни от взгляда «другого».

Ключевые слова: миф, мифологизация, социальные медиа, дискурсивно-мифологический подход, онлайн-сообщество, материнство, футбол.

Эффективность реализации национальных проектов, касающихся решения социально значимых проблем, во многом определяется степенью одобрения широких слоев населения России. Следовательно, меры государственной политики по преодолению демографического кризиса должны подвергаться общественной оценке. Социологическое исследование в Алтайском крае проводилось с целью выяснения субъективных оценок женщин относительно эффективности реализуемых федеральных и региональных мер по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми. В исследовании приняли участия женщины в репродуктивном возрасте. Результаты исследования определили, что дальнейшее деторождение зависит не только от экономических факторов, но и ряда других социально-демографических и психологических состояний: возраста, состояния здоровья, личностной мотивации на рождение и мнения супруга в этом вопросе. Возможность получения государственной поддержки является стимулом рождения ребенка для незначительной доли женщин. Материальные меры демографических программ постепенно достигают своего предела эффективности относительно воздействия на репродуктивное поведение женщин. Это приведет к проявлению негативных последствий материальной поддержки семей при рождении ребенка. Такие меры находят отклик среди групп населения с низким уровнем дохода, а для более обеспеченных семей не имеют стимулирующего значения. По мнению респонденток, к мерам, способствующим преодолению кризиса рождаемости в Алтайском крае, можно отнести: повышение уровня жизни семей и их экономической самостоятельности; развитие форм занятости, позволяющих совмещать работу с семьей; государственную финансовую поддержку при рождении и воспитании детей; государственную поддержку семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; развитие социальной инфраструктуры; пропаганду семейных ценностей, поддержку и укрепление престижа семьи; профилактические мероприятия, направленные на сохранение репродуктивного здоровья; повышение доступности современных репродуктивных технологий и повышение педагогической культуры родителей, ответственного родительства.

Ключевые слова: государственная политика по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми, кризис рождаемости, общественное мнение женщин.

Актуальной, злободневной проблемой Калмыкии является миграция сельской молодежи. Цель статьи — анализ причин миграции сельской молодежи, выявление факторов, влияющих на возвращение молодых людей в сельскую местность, на их желание остаться там, жить и работать. Основные методы исследования — количественный опрос и глубинные интервью. Анализ полученных результатов исследования показал, что более половины опрошенных респондентов желает выехать за пределы своего села, поселка. Основными факторами миграции из сельской местности являются низкий уровень оплаты труда, отсутствие рабочих мест, неразвитая инфраструктура, отсутствие качественной медицинской помощи и др. Учебная миграция в большинстве случаев является невозвратной. Для части респондентов «учебная миграция» начинается раньше, поскольку в их поселке или селе нет старших классов или они хотят получить качественное среднее образование и иметь возможность готовиться к поступлению в вуз или ссуз. Главным фактором, влияющим на возвращение молодежи обратно в сельскую местность, является наличие рабочих мест с достойной заработной платой, возможность иметь собственное жилье, а также развитие социальной сферы и сферы проведения досуга. Полученные результаты исследования могут быть использованы при реализации региональных программ развития сельских территорий. Анализ мероприятий по привлечению молодежи в сельскую местность в других регионах показал, что необходима разработка программ, главной целью которых должно стать налаженное взаимодействие с выпускниками школ, разработка финансовых механизмов поддержки обучающихся студентов. Особенно важно решение вопроса гарантированного финансирования отраслевых программ по привлечению молодежи в сельскую местность.

Ключевые слова: миграция, учебная миграция, миграционный отток, сельская молодежь, региональные программы регулирования занятости, Республика Калмыкия.

Дается краткая характеристика религиозного пространства Пермского края и анализируются социальные и богослужебные практики и основные варианты их трансформации в результате самоизоляции жителей Пермского края с апреля по декабрь 2020 г. Выявлен всеобщий тренд на виртуализацию религиозного пространства, использование которой перестает быть спецификой только новых религиозных учений. Традиционные религиозные конфессии начинают активно использовать интернет-пространство, предлагая верующим виртуальный религиозный продукт, однако при этом делается важное допущение, что традиционные организации не готовы на полную замену традиционных социальных и богослужебных практик, являющихся важной частью религиозного процесса, на их виртуальные аналоги. В статье уточняется понятие «религиозные практики» и делается предположение о том, что скорость трансформационных процессов зависит от величины городской агломерации и сложности построения религиозного пространства конкретной местности. В частности, проанализировано протестантское религиозное пространство, отличающееся повышенной организационной сложностью и малой вертикальной структурированностью, что позволяет протестантским религиозным группам, организациям или объединениям максимально быстро внедрять в своей социальной и богослужебной практике не традиционные для данного религиозного архетипа новации. Рассматриваются особенности трансформации социальных и богослужебных практик в большинстве зарегистрированных на территории города Перми религиозных организаций и объединений. Анализ происходящих в религиозной среде процессов в крупной городской агломерации, имеющей сложное построение религиозного пространства, показывает наличие трансформационных изменений в реализации социальных и богослужебных практик религиозных организаций и объединений под воздействием самоизоляции и пандемии, несмотря на консервативные условия внутренней религиозной среды.

Ключевые слова: социальные практики, религиозные организации, виртуализация религии.

Современные российские ВУЗы сталкиваются с новым типом образовательных, воспитательных и психологических проблем, связанных с инклюзивным образованием, с мультикультурностью контингента учащихся, с высоким уровнем неоднородности познавательного и социального развития молодого поколения. Все это формирует мощный социальный запрос на развитие психологической службы образования. Новая социокультурная ситуация развития молодого поколения ставит совершенно новые задачи психологического обеспечения системы образования, которые отражены в результатах обсуждений и дискуссий, состоявшихся в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы психологической службы вуза в новых реалиях», которая прошла 25–26 сентября 2020 г. в онлайн-формате. Во время конференции обсуждались следующие вопросы: социально-психологические аспекты современного образования, охрана здоровья студентов, специфика работы психологических служб вузов, психосоциальные аспекты дистанционного обучения в вузе в условиях пандемии. По итогам конференции была разработана резолюция. В рамках резолюции конференции было предложено: распространять и внедрять положительные результаты деятельности психологических служб в области охраны психического здоровья в практику работы отечественных вузов; способствовать созданию общего интернет-пространства для обмена опытом между психологическими службами образовательных организаций; разработать методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава, касающиеся специфики преподавания в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: психологическая служба вуза, психическое здоровье, дистанционное обучение, психологическая поддержка, психологическое сопровождение.