Выпуск 2 2023

Весь выпуск в формате PDF

I. Философия

II. Психология

III. Социология

 

Статья продолжает серию публикаций, посвященных прояснению отношений между философией и мировоззрением. Ее предметом являются механизмы взаимодействия онтологических и ценностных установок в процессах принятия решений. Предполагается, что философия всегда так или иначе стремилась к их осмыслению, и именно нарастание культурной значимости этих усилий способствовало вычленению онтологии из общего метафизического лона. Статья начинается анализом понятия существования и экспликацией эволюционных предпосылок ситуаций, где возникает нужда в принятии решений. В связи с этим уточняются отношения отбора и выбора: первый предполагает заранее определенный критерий выбора, тогда как второй имплицирует свободу устремлений субъекта. В основной части статьи вводится идея схемы принятия решения как модели, объединяющей динамический и пространственный аспекты данного феномена, и исследуются отношения между бытием, возможностью и целями, а также функции картины мира и ценностей в целеполагании. При этом особое внимание уделяется природе ценностей и когнитивному сходству картины мира и онтологии. Поскольку ценности — часть сущего, для реформы метафизики требовалось прояснить различия между картиной мира и ценностями на категориальном уровне. В последнем разделе на основе полемики Локка и Лейбница о природе справедливости выдвигается гипотеза, что принцип достаточного основания явился эпистемической предпосылкой для становления аксиологии в качестве особой области философствования. Он позволил трансформировать обязательность объяснения, характерную для онтологических штудий, в поиски доводов для принятия критерия. Суммарно данный материал позволяет представить отношение картины мира и ценностей в качестве основного внутреннего противоречия мировоззрения.

Целью данной статьи является анализ постфеноменологического проекта, а также концептуального аппарата (нового с ракурса рассмотрения его в рамках визуальных исследований) философии в лице М. Анри (и в меньшей степени Ж.-Л. Мариона). Первоначальность присутствия в философии М. Анри связана с пафотической теорией жизни. В плане визуальности она раскрывается как невидимость, включенная в изначальное поле присутствия. Она выражается в теории философа как контр-интенциональная страстно-страдательная способность чувства видения, предшествующая акту «Я вижу». Тем не менее, теория Анри не лишена собственных противоречий. Особым моментом выступает тавтологическая формулировка субъективности, которая противоречит движению жизни как самовозрастания. В связи с этим показывается, что своеобразным выходом из противоречий теории Анри является разработка избыточности и ассиметричных отношений Я и Другого в философии Ж.-Л. Мариона. В визуальности она раскрывается в концептуальном разворачивании насыщенных феноменов (икона, идол, картина и т.д.). Однако концепция философа также проблематична. На это указывают такие философы, как Ж. Деррида, М. Энафф и др. В заключении высказывается предположение, что рассмотрение постфеноменологического развития философии, несмотря на свою незавершенность, представляет задел как в разработке теории внутри «визуального поворота» так и выходя за его границы, ведя к расширению концептуализации субъекта видения.

Предметом исследования является проблема небытия, точнее — абсолютного небытия. Эта проблема является одной из центральных онтологических проблем, так как это, по сути, одна из формулировок проблемы первоначала. В данной работе рассматривается непосредственно решение проблемы небытия, предлагаемое в рамках подхода, который определяется как “философия небытияˮ. В этом подходе утверждается, что субстанцией является абсолютное небытие, которое порождает бытие. В настоящее время внутри “философии небытияˮ можно выделить три разновидности: рационалистический (диалектический), иррационалистический (метафизический) и радикальный (абсолютный, тотальный) варианты. Целью данного исследования является анализ возможности выявления абсолютного небытия рациональными средствами. Эта возможность декларируется рационалистическим вариантом “философии небытияˮ. Проблема рациональной концепции абсолютного небытия в данной работе рассматривается с точки зрения диалектической методологии, которая также используется в рационалистической “философии небытияˮ. В результате исследования показывается проблематичность субстанциализации небытия. Обосновывается мысль о принципиальной невозможности непротиворечивой рациональной концепции абсолютного небытия. Делается вывод о том, что проблему взаимосвязи бытия и небытия решить рационально возможно только в рамках последовательной диалектической методологии. Такая методология отрицает субстанциальность небытия и предполагает субстанциальность диалектической взаимосвязи бытия и небытия как сущностных характеристик первоначала. Положительное значение “философии небытияˮ заключается в том, что она актуализирует онтологические исследования проблемы первоначала, позволяет взглянуть со стороны на традиционное понимание этой проблемы. Областью применения результатов исследования может стать поиск общепринятого онтологического определения материи.

Гуманистическая образовательная парадигма предполагает акцентирование на развитии личности и социальности, в связи с чем в образование активно внедряются практики и методы развития мышления, направленные в том числе на формирование личностной и социальной осознанности, ответственности и участия. В работе предлагается исследование гносеологических оснований педагогических практик развития личностного мышления как целенаправленного исследования собственной телесности, познавательных способностей, установок и ценностей в контексте нравственной проблематики, задач развития саморегуляции и самоактуализации личности в современном образовании. В качестве фундаментальной теоретической основы используются классические философские источники (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Гегель), а также современные работы в области психологии, социальных и когнитивных наук, эпистемологии. Используя предложенный Гегелем подход к анализу необходимых стадий образования (Bildung) самосознания в «науке опыта сознания», предлагается соотнести этапы становления самосознания в истории мировой культуры со стадиями развития рефлексии сознания в индивидуальном опыте, в том числе опираясь на дифференционно-интеграционную теорию развития (Н.И. Чуприкова, Ю.И. Александров и др.). На основе историко-философского материала и его соотнесения с данными психологии развития (Л.С. Выготский, Е.А. Сергиенко и др.) рассматриваются гносеологические основания практик развития саморегуляции. Благодаря анализу проблематики нравственного (всеобщего) самосознания с позиций классической философии делается вывод о необходимости дальнейшей теоретической и методологической проработки используемых в образовании философских и психолого-педагогических практик самопознания и самосознания с учетом актуальных данных современной науки и эпистемологии. В результате исследования обосновывается вывод о продуктивности и целесообразности дальнейшего философского осмысления методологии и теоретического фундамента применяемых в современном образовательном процессе педагогических практик рефлексии своего телесного и ментального опыта в контексте растущего интереса к развитию личностной, телесной и социальной осознанности в образовании.

В статье представлен и разрабатывается системно-интегративный подход к целостному познанию индивидуальности школьника как субъекта образования. Он развивает, с одной стороны, теорию интегральной индивидуальности В.С. Мерлина в направлении ее дальнейшего обогащения, а с другой, — системный подход в плане применения его в педагогической практике. Предлагается рассматривать взаимодействие систем субъекта, интегральной индивидуальности и познания как полисистему. В этой модели субъект понимается как активный деятель, проявления которого внешне наблюдаемы и могут познаваться другими людьми. Интегральная индивидуальность представляет собой саморазвивающуюся и саморегулирующуюся систему, состоящую из относительно замкнутых подсистем (уровней) целостной большой системы «человек–общество». Познание изучается в аспекте педагогического познания ученика, которое интегрирует в себе структуры самопознания ученика и рефлексивные знания педагога или родителя во взаимодействии с этим учеником. Говорить о целостном познании индивидуальности школьника возможно, когда его интегральная индивидуальность становится объектом познания со стороны учителя, родителя и самого учащегося. Новизна и теоретическое значение работы определяется тем, что она вписывается в актуальное развивающееся направление психологической науки — разработку инструментов психодиагностических исследований, востребованных в педагогической и социальной практике. Практическое значение заключается в том, что она открывает дорогу разработке новых программ и технологий познания человека.

С проблемой интеграции и последующей низкой производительностью труда инвалидов на рабочем месте сталкиваются и руководители, и ключевые специалисты организаций. Отношение к инвалидности выступает важным аспектом эффективного включения инвалидов в производственную деятельность. В России, несмотря на продвижение социальной модели инвалидности и готовность людей помогать инвалидам, отношение к работникам с инвалидностью является неоднозначным. Это отношение основано прежде всего на признании инвалидов неспособными к работе, милосердии к ним и в то же время недоверии. Видится необходимым ослабить подобное негативное отношение, особенно на рабочих местах. В данной статье культурный интеллект субъекта рассматривается как фактор, влияющий на его отношение к инвалидности. В опросе приняли участие 122 сотрудника российских организаций, которые заполнили стандартную шкалу культурного интеллекта, имплицитный ассоциативный тест отношения к инвалидности и шкалу отношения к физической инвалидности. В результате было подтверждено, что культурный интеллект опрошенных значимо коррелирует с их позитивным отношением к работникам с ограниченными возможностями. Другими словами, люди с более высоким культурным интеллектом позитивнее относятся к людям с инвалидностью. С одной стороны, это говорит о том, что культурный интеллект может быть использован как новый инструмент регулирования отношения к людям с инвалидностью и обеспечения эффективного сотрудничества инвалидов и здоровых сотрудников. С другой стороны, это также указывает на широкий спектр возможностей применения культурного интеллекта.

В исследовании выявляются взаимосвязи между разноуровневыми личностными свойствами — психофизиологическими (свойствами нервной системы — СНС) и поведенческими (механизмами защиты). Исследование проводилось на базе социально-психологического центра «Опора» г. Казань и ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова». Выборка информантов составила 76 испытуемых, в том числе 52 женщины и 24 мужчины в возрасте от 16 до 75 лет. Испытуемые проходили обследование психофизиологических параметров на приборе АК-9 «Активациометр» и тестирование по Методике измерения психологической защиты (МИПЗ). Обработка результатов проводилась при помощи программы SPSS Statistic 23, для выявления корреляций использовался критерий Спирмена. Между сильной нервной системой выявлена взаимосвязь с изоляцией, проекцией, всемогущим контролем. Выявлена взаимосвязь между слабой нервной системой и механизмами защиты психотической группы — диссоциация, вытеснение, ипохондрия, а также пассивная агрессия и альтруизм. Между уравновешенной нервной системой имеется взаимосвязь с механизмами защиты адаптивной группы — подавление импульсов и сублимация. Между преобладанием возбудимости есть взаимосвязь с проекцией и всемогущим контролем. Между преобладанием процессов торможения выявлена корреляция с изоляцией, рационализацией, избеганием и предвосхищением. Высокая лабильность нервной системы связана с механизмами защиты адаптивной группы — сублимацией и юмором, а также диссоциацией и отрицанием. Низкая лабильность нервной системы соотносится с проекцией и всемогущим контролем. Выявленные взаимосвязи целесообразно использовать в работе психологов, педагогов и других работников помогающих профессий в целях упрощения диагностики свойств личности, поскольку они позволяют прогнозировать использование психологической защиты, опираясь на психофизиологические параметры личности, а также помогает получить более целостное представление о личности.

Для социологии управления, ее эмпирических исследований адекватная методология особенно важна, поскольку результаты этих исследований влияют на сами управленческие решения. Авторами выделены соответствующие методологические принципы и продемонстрирована их эволюция от античности до настоящего времени. Отмечено, что использование методологических оснований за пределами той картины реальности, на базе которой они были сформированы, может привести к снижению валидности эмпирических данных и повышению рисков ошибочных управленческих решений. В статье показано, что наука о методах или методология с античности до наших дней прошла в своем развитии три этапа: метафизический, диалектический и тектологический. Эти этапы сменяли друг друга, модифицируясь и включаясь в последующие. Показано, как методология социологии управления, основанная на трехуровневой модели «фундаментальная теория – средний уровень – эмпирические исследования», начала развиваться в полной мере именно с периода проведения и интерпретации Хоторнских экспериментов: именно тогда под руководством Э. Мэйо впервые были подвергнуты критической рефлексии принципы тейлоровской концепции изучения организации и управления ею. Анализируя основные подходы социологии управления, авторы отмечают тенденцию смещения исследовательского интереса на изучение тех аспектов деятельности организаций, в рамках которых власть функционирует как нормативная, а вовлечение обеспечивается моральными средствами. Отмечается, что многие современные подходы в социологии управления связаны с комплексом идей, имеющих отношение к тектологии А.А. Богданова: в современной методологии социологии управления основным принципом организованности является именно тектологический. В статье предложена модель социологического исследования и совершенствования механизмов управления в организациях, разработанная на практическом опыте консультирования.

В статье представлен обзор современных зарубежных эмпирических исследований, отражающих влияние контактов биологических родителей с детьми, помещенными в приемную (фостерную) семью, на их социальное благополучие. Проанализированы мнения основных участников, включенных в организацию, сопровождение, контроль и непосредственный процесс общения биологических родителей и детей, переданных на воспитание в приемную семью, выявлен конфликт интересов сторон, обуславливающий амбивалентность и неоднозначность их отношения к взаимодействию. Противоречивые данные, полученные исследователями в разных странах, говорят о сложности рассматриваемой проблемы, субъективном характере принятия решений, отсутствии нормативно-правового регулирования вопроса в ряде стран, четко выработанных критериев оценки ситуации, а также необходимости проведения дальнейших научных исследований данной проблемы. Вместе с тем процесс принятия решения, с одной стороны, не должен нарушать хрупкий баланс взаимоотношений членов приемной семьи, а с другой, призван активизировать участие биологических родителей в жизни собственных детей в ближайшей и среднесрочной перспективе; создать условия и предпосылки для продолжения их конструктивного взаимодействия для потенциального воссоединения после достижения ребенком совершеннолетия. Сделан вывод об отсутствии четко выработанных критериев оценки ситуации, размытости нормативно-правового поля, субъективизме при принятии решений и необходимости дальнейшего изучения проблемы для поиска эффективных технологий ее решения.

В статье исследуется активное долголетие как совокупность социальных практик, осуществляемых пожилыми людьми и понимаемых как социальная общность. Авторы статьи рассматривают различные определения социальных практик, выделяя как традиционные, так и новые номинации. Определяют различные виды активности, такие как физическая, досуговая, образовательная и семейная и т.п. Рассматривают влияние внутренних и внешних факторов, под воздействием которых в структуре общности пожилых появляются подгруппы, которые демонстрируют иные ценности и социальные практики. Среди различных факторов выделяют планирование времени, которое влияет на воспроизведения новых социальных практик. Доказывается, что появление новых видов активности означает, что в структуре социальной общности возникают новые подгруппы, обладающие более высокой скоростью реагирования на новое (темпоральностью). При проведении исследования был использован социологический опрос 417 граждан Свердловской области в возрасте от 60 лет и старше с применением анкеты. Опрос показал противоречия между идеями активного долголетия, содержащимися в Стратегии активного долголетия и региональных комплексных программах с реальными действиями общности пожилых. Хотя нет серьезного расхождения в понимании сущности активного долголетия, но налицо низкий охват пожилых людей новыми социальными практикам. Авторы убеждены, что перспективные исследования связаны с такой проблематикой, как оптимизация внутренних и внешних факторов, влияющих на закрепление активного долголетия как совокупности социальных практик.

Международная миграция является масштабной социальной проблемой, сложность и актуальность которой возрастает в последние годы, что предопределяет актуальность исследований основных тенденций и социальных процессов, связанных с миграционными потоками. Цель данной статьи — представить аналитический обзор современных зарубежных исследований международной миграции. В этой связи рассматриваются методологические проблемы исследований международной миграции и основные направления зарубежных исследований миграции. Результаты анализа показывают, что миграционные процессы существенно трансформируются под влиянием глобальных и региональных вызовов. В настоящее время в качестве методологии миграционных исследований все большее влияние приобретает неоинституциональный подход как один из наиболее перспективных теоретико-методологических направлений, способных повлиять на построение целостной концепции международной миграции. Категории «институты», «практики» и «структуры» позволяют охватить широкий спектр значимых для внешней миграции переменных. Среди ключевых направлений миграционных исследований следует отметить изменения масштабов и структуры миграции, включая гендерные аспекты; появление новых барьеров в сфере миграции, в том числе в связи с глобальной пандемией COVID-19; институциональные изменения в системе управления миграцией. Кроме того, в фокусе зарубежных исследований находятся такие вопросы, как проблема безопасности и демократии в контексте международной миграции, регулирования миграционных процессов, современные миграционная политика и режимы. В заключении отмечается, что проблематика миграционных процессов находится в постоянной динамике, что определяет и перманентно актуализирует повестку для исследований в области международной миграции.